«Межпредметные связи на уроках литературы и во внеурочной деятельности»
4 декабря на базе Первомайской средней общеобразовательной школы прошел районный методический семинар учителей русского языка и литературы «Межпредметные связи на уроках литературы и во внеурочной деятельности». Всего в работе семинара приняло участие двадцать языковедов всех школ района во главе с заместителем начальникаУправленияобразования,молодежной политики, физической культуры и спортаадминистрации Батыревского района Федоровой Н.Н.
В программе семинара было проведение открытых уроков и их подробный анализ.
Как известно, задачей учителя-словесника является не только вооружение учащихся языковедческими и литературоведческими знаниями, умениями и навыками, но и формирование у них нравственных качеств личности, взглядов и убеждений. В школе нет уроков великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести человека. Ещё античные мыслители ставили вопрос: «Почему существуют учителя математики, но нет учителей, которые преподавали бы добродетель?» И сами же отвечали: «Потому что все учителя должны являться наставниками морали». Не вызывает сомнения, что к учителю русского языка и литературы это относится в первую очередь, ибо именно он является проводником идей общечеловеческих ценностей.
Как известно, совершенствование содержания образования в школе опирается на комплексное использование в обучении межпредметных связей. Это является одним из критериев отбора и координации учебного материала в программах смежных предметов. Использование межпредметных связей, интегрированных уроков активизирует мышление учащихся, побуждает их к анализу, синтезу и обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Принцип межпредметных связей нацеливает на формулировку проблемы, вопросов, заданий для учащихся, ориентирующих на применение и синтез знаний и умений из разных предметов. Практика показала необходимость применения межпредметных связей.
Систематическая поурочная деятельность с опорой на межпредметные связи отмечает повышение функций образования, развития и воспитания учащихся русскому языку и литературе. Опыт показывает, что вопросы этического, нравственного, трудового, духовного воспитания не могут решаться в рамках учебного материала одного предмета. Ознакомление с эстетическими и этическими понятиями предполагает выход учителя-словесника в философию, историю, музыку, живопись, этику, эстетику. Межпредметные связи выступают как одно из актуальных средств комплексного подхода к обучению современных школьников.
Современный урок требует разнообразия форм и методов обучения и использование новых образовательных технологий, что в свою очередь даёт возможность учителю создавать ситуацию успеха для каждого ученика, содействовать раскрытию его творческих способностей.
Все эти вопросы обсуждались во время семинара, в рамках которого учителя школы Кольцова Е.В. и Артемьев В.А. провели интегрированный урок литературы и истории в 10 классе по повести Б. Васильева «Человека нельзя победить», в 11 классе был проведен урок литературы и Этики и психологии семейной жизни «Мужчина и женщина - сложно и просто..» учителями Степановой Е.Я и Сорокиной Н.А. Учителя русского языка Никитина Л.Г. и музыки Верликов В.Н. провели урок-концерт «Песня-душа народа».
В процессе обсуждения уроков гости дали высокую оценку тем методам и образовательным технологиям, которые учителя использовали на уроках, обратили внимание на системность в работе педагогов, хорошую подготовку учащихся. Было отмечено, что все уроки соответствовали требованиям ФГОС. Участники семинара поблагодарили учителей за возможность использовать их опыт в своей работе.